Обучение по дисциплине: «История русской литературы»
Обучаемые: 52.05.04 Литературное творчество
Автор: Сангадиева Эржен Гэндэновна, доцент кафедры литературы и языкознания, канд. филол. наук.
Цель курса: системное изучение русской литературы в ее динамике, целостности и многообразии литературных направлений, течений, школ, творческих индивидуальностей
Задачи курса:
-ознакомить студентов с историей русской литературы, ее образно-художественными традициями, крупнейшими писателями и произведениями их творчества;
- ознакомить студентов с «творческой лабораторией» крупнейших писателей, с приемами их литературного мастерства;
- обучить принципам филологического подхода к разбору произведения словесного искусства на основе современной литературоведческой терминологии и аналитических методик;
- сформировать навыки самостоятельного изучения русской классики;
- обосновать мировое значения русской литературы этого периода, в том числе для
развития мировой литературы;
- сформировать навыки работы с учебной, научно-исследовательской, критической литературой.
Трудоемкость дисциплины: Общая трудоемкость дисциплины - 1116 ч./ 31 зет.
Форма контроля – зачет - 7; экзамен -1,2,3,4,5,6,8,9 семестры
Содержание дисциплины:
Древняя русская литература (X—XVII вв.): литературные памятники Киевской Руси; Литература и фольклор; Церковь и литература; Литература и национально-освободительная борьба; Образование единого Российского государства и литература; Поэтика древнерусской литературы; Героический и национально-патриотический характер литературы Древней Руси.
Литература XVIII века: литература в эпоху реформ Петра I; Классицизм, формирование национального облика русской литературы; Просветительство; Реформа стихосложения;
Классическая драматургия; Сентиментализм; Журналистика XVIII века.
Литература XIX века: возникновение и становление романтизма; Литература и отечественная война 1812 года; «Золотой век» русской поэзии, А.С. Пушкин и поэты пушкинской плеяды; Движение декабристов и литература; Художественное своеобразие русского реализма.
«Натуральная школа» 1840 -х гг; Литература в эпоху общественных реформ; Социальная заостренность, нравственные искания литературы второй половины XIX века; Расцвет реализма.
Поэтика реалистической литературы; Литература и религиозно -философская мысль; Литература и народничество; Мировое значение русской классики XIX века.
Особенности русской литературы конца XIX – начала XX в. Литература реализма, её существенные черты и тенденции качественного обновления; Творчество Горького. Реализм. Концепция личности и среды. Стилевые черты; Судьба реализма в творчестве Л. Андреева; Бунин в истории русской реалистической литературы начала века; А. Куприн. Реализм, демократизм и гуманизм писателя; Модернизм в русской литературе рубежа веков. Общероссийский и мировой контекст.
Характеристика литературного процесса 1917 -1930 гг. ХХ в; Становление прозы и лирики 1917 -1930 гг.; Литературная борьба 1917 -1930 гг. ХХ в.: основные литературные объединения и группировки; Творчество А. Блока; Советская проза о Гражданской войне: творчество А. Фадеева, Д. Фурманова, А. Серафимовича и др.; Творчество Е. Замятина. Проза А. Платонова; Творчество М.Булгакова; Творчество М. Шолохова.
Литература периода Великой Отечественной войны; Проза о Великой отечественной войне;
Осмысление событий Великой отечественной войны в прозе послевоенных лет; Деревенская проза; Тема ГУЛАГа в литературе 1940 - 1960 -х гг.; Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»; Роман Л. Леонова «Русский лес»; Драматургия «оттепели».
Общая характеристика литературы 1970 - 2000 -х гг.; Военная тема в литературе 1970 - 2000 -х гг.; Русский постмодернизм; Творчество А. Битова и В.Пелевина; Постреализм; Особенности драматургии 1970 - 2000-х гг.; Военная тема в литературе 1970 - 2000 -х гг.;
Творчество С. Довлатова.
Формы учебных занятий: Лекции, интерактивные лекции, семинарские занятия
Формируемые компетенции: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-4 Знать древнерусскую и классическую литературу
Оценочные средства: реферат, презентация, рецензии, вопросы к зачетам и экзаменам